В русской культурной традиции театр всегда воспринимался как центр духовной, нравственной и художественной жизни. Театр — это зеркало души народа, точное отражение локального социокультурного пространства, благодаря которому люди видят, осознают и постигают себя. К сожалению, далеко не каждый населенный пункт российской глубинки может похвастаться наличием театра. А жители северного рабочего поселка Мотыгино имеют все основания искренне гордиться своим театром - успешным и профессиональным.

Театр — зеркало души

В культурной жизни Мотыгинского района (Красноярский край) театр всегда играл особую роль. В далеком 1932 году инициативные жители маленького села Мотыгино организовали любительский театр, который получил официальный статус только спустя 60 лет. Тогда в селе насчитывалось всего 50-55 дворов с населением около 300 человек.
В мае 1993 года на краевом фестивале коллектив Мотыгинского народного театра был награжден Дипломом Лауреата за спектакль «Семейный портрет с посторонним», а режиссер театра Анатолий Быков награжден дипломом «За создание спектакля «Семейный портрет с посторонним» по пьесе С. Лобозерова.
Свой «официальный» статус Мотыгинский муниципальный театр, который был создан на базе клуба Ангарской геологоразведочной экспедиции, получил 14 декабря 1993 года, и Анатолия Ивановича Быкова, главного режиссера театра, по праву называют его основателем. Он целиком посвятил себя театру. Как режиссер Мотыгинского театра он заслужил признание и уважение. Его спектакли не раз становились призерами краевого фестиваля «Театральная весна».
Первым директором театра стала Наталья Бостынец, актерскую труппу составили актеры: Игорь Мутовин, Сергей Халевин, Александр Зябко, Павел Повторейко, Галина Прач, Ольга Рукосуева, Елена Александрова, Роман Полуэктов, Татьяна Гаврюсева, Никита Ширманов, Ольга Ханкова, Виктор Дементьев. Собственными силами здание клуба АГРЭ переделывали под театр. Днем ребята были строителями, а вечером – актеры. Несмотря на все трудности, стойко преодолевая их всем коллективом, всего четыре месяца хватило на подготовку первого спектакля, и в апреле 1994 года зрителям был показан «Маклохи и Альмивия» по пьесе К. Мелихана.
После 6-летнего периода работы под руководством Н. Бостынец, А. Быкова, наступает новый этап в жизни театра, где было все: творческие взлеты и падения, смена руководства, актерского состава. Но кроме искусства как способа самовыражения, в театре всегда существовало прочное отношение к театру как к делу, как к работе или, точнее, как к служению.